Программа развития продуктивных видов деятельности детей с РАС

0000300004

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАСТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
на 2018-2019 год

Ответственные за
реализацию программы:
Бибанаева А.Ф.
руководитель клубного формирования

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

«Программа индивидуального развития продуктивных видов деятельности детей с РАС» (далее Программа) разработана для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа разработана на основе Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» (авторы Екжанова Е.А. , Стребелева Е.А.). Также в Программе учитываются рекомендации, описанные в «Информационном методическом сборнике материалов по оказанию услуг в сфере культуры детям с РАС, для специалистов культурно-досуговых учреждений», разработанные АУ ХМАО-Югры «Окружной Дом народного творчества».
План работы по Программе составляется с учетом индивидуальных особенностей детей, с целью развития продуктивных видов деятельности, таких как: лепка, рисование, аппликация.
В процессе занятий формируются психические процессы, развиваются творческие способности и положительно - эмоциональное восприятие окружающего мира.
Занятия творчеством способствуют приобщению к труду, предоставляя детям свободу выбора, возможность развития умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Занятия позволяют развивать творческие способности, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего творчества.

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Пояснительная записка

Цель реализации Программы - создание условий детям с РАС для максимального развития продуктивных видов деятельности, таких как: лепка, рисование, аппликация.
Задачи реализации Программы:
• достижение планируемых результатов освоения Программы детей с РАС с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;
• формирование элементарных количественных представлений;
• расширение кругозора, накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка;
• обучение приёмам лепки, рисования, аппликации.
• развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения, сенсорное развитие, мелкой моторики;
• воспитание познавательной активности.
Формы реализации программы: игра, творческая активность, общение и взаимодействие со взрослыми, конструирование из разного материала, лепка, рисование, аппликация и т.д.
Занятия проходят индивидуально или в малых группах, при обязательном присутствии родителей или других сопровождающих (психологов, социальных педагогов, представителей медицинских учреждений и т.п.).
Занятия по Программе должны проводиться с определённой регулярностью, так как для таких детей характерно постепенное, но устойчивое привыкание к уже знакомой обстановке и прекращение занятий может вызвать такую же болезненную реакцию, как и резкое вхождение в незнакомый социум.
2.2. Типологические особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Детский аутизм – это особое нарушение психологического развития, проявляющееся трудностями общения, социального взаимодействия и стереотипными формами поведения.
В настоящее время детский аутизм рассматривают как группу неспецифических синдромов разного происхождения, получивших определение расстройства аутистического спектра (РАС).
Выделяют следующие синдромы:
Синдром Каннера – классический или типичный синдром детского аутизма, при котором в первые три года жизни отмечаются специфические отклонения:
• значительные трудности установления эмоционального контакта с окружающими людьми;
• навязчивое стремление к повторяющимся, однообразным формам поведения;
• чрезмерная сосредоточенность на действиях с определёнными объектами;
• отсутствие речи, при сохранных возможностях ею овладеть или же своеобразие речи (эхолалии, штампы, искаженное использование личных местоимений);
• хорошие познавательные способности в отдельных областях.
При этом синдроме нередко отмечается умственная отсталость, только 25% детей достигают показателей нижней границы интеллектуальной нормы.
Синдром Аспергера – отмечаются те же качественные нарушения общения, социального взаимодействия и стереотипные формы поведения, но при этом нет задержки в речевом и умственном развитии. Отрешенное выражение лица, невыразительная мимика и жестикуляция, моторная неловкость. Речь необычна по ритму и темпу. Коммуникативные функции речи ослаблены. Школьные знания усваиваются избирательно, трудно воспроизводятся в социальном опыте.
Расстройства аутистического спектра – атипичный аутизм, аутистический, аутистическиподобный синдромы и др.
Расстройства аутистического спектра - это сопутствующие проявления при других заболеваниях: хромосомных аномалиях, органических заболеваниях мозга, генетических синдромах и др.
В этих случаях, в сравнении с аутизмом Каннера, симптомы более сглажены. Дети с РАС часто поддерживают зрительных контакт, более эмоциональны с матерью и родными. В большинстве случаев, нет асинхронии в развитии различных сфер жизнедеятельности ребёнка. Аутистические проявления усиливаются или смягчаются в связи с динамикой основного заболевания.
Аутизм в настоящее время является малоизученным заболеванием. Не существует методов лечения болезни, ранней диагностики аутизма, не локализованы и неизвестны причины и механизм ее развития. Однако существуют методики, позволяющие корректировать и облегчать протекание аутизма.

2.3. Развитие психических процессов у детей с РАС

Воображение. Небольшая любознательность, исследование окружающей среды. Необычное использование игрушек, расположение их по линии. Не владеет символической игрой. Продолжительные повторяющиеся движения, покачивания, кружение, походка на носках. Многие обладают хорошими способностями в зрительных, моторных манипуляциях, таких как в головоломке «Собери картинку из частей».
Речь. Комбинации слов встречаются редко. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое. Плохо выражены ритм и интонация. Артикуляция бедная. Речь чаще всего неосмысленная. Берёт родителей за руку и ведёт к объекту, подходит к месту его привычного расположения и ждёт, пока ему дадут предмет. Может творчески создать несколько комбинаций из 2-3 слов. Эхолалия остаётся: может использоваться при общении. Может копировать ведущих телепередач. Произносит просьбы.
Здоровые дети обычно к трём годам уже уверенно пользуются словом «Я». У аутичных детей появление местоимения «Я» задерживается до пяти лет и более. До этого ребёнок может себя называть во втором, третьем лице или вообще себя не обозначать. У аутичных детей выделение человека из мира предметов задержано. Внимание к человеческому лицу у них ниже, чем у здоровых.
Познавательная деятельность старших дошкольников при аутизме отличается особенностями их внимания, которое от¬личается малой устойчивостью, трудностями его распределения, за¬ме¬д¬ле¬н¬нос¬тью переключения.
Е.М. Мастюкова (в 1992 г.) отмечает, что причиной нарушения внимания, является колебание психической активности, являющаяся проявление летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. Это обуславливает быструю истощаемость процессов, которая может наступить сразу после некоторого умственного напряжения. Колебание тонуса психической активности может проявляться у каждого ребёнка с ослабленной нервной системой (даже у детей с нормальным психическим и эмоциональном развитием). Однако у многих детей - аутистов колебания тонуса психической активности возникает очень часто.
У детей с аутизмом, особенно осложненным умственной отсталостью, сложно вызвать даже пассивное непроизвольное внимание, это удаётся сделать, применяя лишь сильные, действующие продолжительное время раздражители – яркий звучащий предмет, громкий звук.
Исследователи оптимистически прогнозируют результаты работы коррекции и развития внимания у детей аутистов.
Память. Дети в деталях фиксирует привычную обстановку и порядок действий, что и показывают, когда сопротивляются малейшим изменениям в окружающем. Они на годы запоминают свой испуг и формируют стойкие страхи определенных мест, объектов, действий, конкретных слов и фраз. Так ребенок, в возрасте года испугавшийся вылетевших из-под его коляски птиц, и в старшем дошкольном возрасте отказывается гулять в сквере, где это случилось. О детях, использующих речь в самом примитивном «телеграфном стиле» родители часто говорят, что стихи они помнят и читают «километрами».
Моторные навыки если вырабатываются, то в большинстве случаев удерживаются прочно. Специфика в том, что фиксируются они в блоке ситуации, в которой были выработаны и с трудом переносятся в другие условия.
Л. Каннер указывал на «феноменальную способность воспроизводить сложные неорганизованные и бессмысленные паттерны точь-в-точь так, как они восприняты».
В классических экспериментах изучения стратегий запоминания аутичных детей Б. Хермелин и Н. О Коннор также показали тенденцию этих детей запоминать вербальную и невербальную информацию в том виде, в котором она поступила, и не перекодировать ее в другую модальность, как и в более абстрактные коды организации информации. Дети с аутизмом лучше других запоминают бессмысленные наборы стимулов, обычные - становятся более успешны при возможности организовать и таким образом редуцировать запоминаемую информацию, но то, что помогает в запоминании обычным детям аутичными не используется.
Мышление. Развитие невербальных форм мышления. В описаниях Л.Каннера отмечается, что дети с аутизмом могут проявлять сообразительность в решении сенсомоторных задач, там, где решение происходит в зрительном поле с помощью усмотрения и непосредственного действия. Поэтому в раннем возрасте такой ребенок может быть хорош в сортировке объектов по форме, размеру, цвету, может легко «схватывать» способ действия с игрушками. Характерно, что такую успешность ребенок проявляет, в основном, когда непосредственно действует сам, а при направленном обучении может проявить себя гораздо менее состоятельным.
Особенности развития вербального мышления. Дети с РАС не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем. Ребенок с аутизмом надолго, если не навсегда, остается ориентированным на жесткую временно-пространственную организацию жизненного стереотипа.
В дошкольном возрасте обычны проблемы составления рассказа по картинке: дети отвечают односложно, им трудно развернуть воспринимаемую зрительную информацию в последовательность вербальных высказываний. Характерно, что и серия картинок, как правило, не становится спасительной опорой для составления развернутого рассказа. Нитью, связующей для обычного ребенка последовательность представленных на картинках событий является причинно-следственная связь, а ребенок с аутизмом может очень долго затрудняться в выделении причинно-следственных отношений.
Так, Б. Хермелин и Н. О'Коннор (1970), исследуя возможности детей с аутизмом в запоминании вербального материала, выявили, что они могут лучше, чем в норме воспроизводить слова, представленные в случайном порядке, но им меньше чем обычным детям помогает представление слов одной категории (дикие животные) или их объединение в значимое предложение. То есть, также как при запоминании ряда цветных фишек или набора слогов, дети не используют появляющуюся возможность упростить задачу реорганизацией и осмыслением запоминаемого материала.
Для всех детей с аутизмом характерна трудность восприятия подтекста и учета общего смыслового контекста происходящих событий. Даже самые умные из них, успешные в заданиях на категоризацию, выделение четвертого лишнего, проявляют буквальность, в восприятии происходящего: могут не понять метафоры, переносного смысла, не оценить самой простой шутки, маленький ребенок может встревожиться при словах «бьют часы». Подобная конкретность, одноплановость мышления с недостаточным развитием игровой деятельности и трудностями переноса освоенных навыков в новую ситуацию заставляет многих специалистов думать о существовании у аутичных детей проблем развития символического мышления.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Календарь событий

Сентябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6
Яндекс.Метрика

Панорама культуры mediaziy www ya roditel ru Depkultury bus gov ru
ediny2 pd 1022 157 small na sait
Zachita detey sityclub
 
Наверх
We use cookies to improve our website. By continuing to use this website, you are giving consent to cookies being used. More details…